1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы, ее организованную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) в БДОУ г. Омска «Детский сад № 195».
1.2. Настоящее Положение о ВСОКО разработано в соответствии:
· с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
· постановлением правительства России от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
· приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
· приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
· приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
· СанПиН 2.4.1.3049-13 (для ДОУ) с изменениями от 15 мая 2013г.;
· уставом БДОУ г. Омска «Детский сад № 195».
1.3. Под внутренней системой оценки качества дошкольного образования понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательной организацией, основанном на систематическом анализе качества осуществления образовательной деятельности в ДОУ, его ресурсного обеспечения и результатов.
1.4. Под ВСОКО понимается проведение комплекса процедур (контроль, наблюдение, обследование, изучение, анализ), направленных на установление уровня соответствия или несоответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения качества образования.
1.5. ВСОКО проводится не реже двух раз в год (октябрь, май).
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения:
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в ходе организации образовательного процесса.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОУ.
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования.
ДОУ – дошкольное образовательное учреждение.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
· анализ результатов внутреннего контроля образовательной организации;
· мониторинговые исследования;
· психолого-педагогическая диагностика;
· социологические опросы;
· аналитические отчеты педагогов;
· наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения.
1.8. Настоящее положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются педагогическим советом ДОУ, утверждаются приказом заведующего ДОУ.
1.9. Настоящее положение действует до принятия нового.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ВСОКО
2.1. Цель ВСОКО – установить соответствие качества дошкольного образования в ДОУ действующему законодательству РФ в сфере образования.
2.2. Задачи ВСОКО:
· формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в ДОУ;
· систематичное отслеживание и анализ состояния системы образования в ДОУ для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования;
· устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности деятельности по достижению соответствующего качества образования.
2.3. Назначение ВСОКО – обеспечение ДОУ информацией:
· о качестве образовательной деятельности по реализации ООП ДО в ДОУ;
· качестве условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию ООП ДО;
· качестве образовательных результатов, достигнутых при реализации ООП ДО.
2.4. Основными принципами ВСОКО в ДОУ являются:
· принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
· принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
· принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участников образовательных отношений;
· принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
· принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
· принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
· принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВСОКО
3.1. Организационная структура ДОУ, которая занимается внутренней оценкой качества образования и интерпритацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет, рабочую группу по сбору, обработке полученной информации в ДОУ.
3.2. Администрация ДОУ:
· формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО в ДОО, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение;
· обеспечивает в соответствие с ООП ДО ДОУ проведение мониторинговых, социологических и статистических процедур по вопросам качества образования;
· организует сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии качества образования на уровне ДОУ;
· формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОУ;
· принимает управленческие решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации ВСОКО.
3.3. Совет педагогических работников дошкольного учреждения:
· заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОУ;
· принимает решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки качества.
3.4. Рабочая группа ДОУ (избираемые по рекомендациям представительного органа наиболее компетентные работники: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медицинская сестра, заведующий хозяйством, бухгалтер, воспитатель, входящие в состав рабочей группы на основании приказа руководителя):
· осуществляют сбор и обработку полученной информации о состоянии качества образования в ДОУ;
· участвуют в разработке системы измерений показателей, характеризующих состояние и динамику качества образования в ДОУ.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ВСОКО
4.1. Объектом оценки внутренней системы качества образования является соблюдение обязательных требований действующего законодательства РФ в части дошкольного образования (п. 1.1. ФГОС ДО).
4.2. Предметом ВСОКО являются:
· качество условий реализации ООП ДО ДОУ;
· качество организации образовательной деятельности в ДОУ;
· качество результатов реализации ООП ДО ДОУ.
4.2.1. Система оценки качества условий реализации ООП ДО ДОУ включает в себя:
4.2.1.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой ООП ДО, возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО.
4.2.1.2. Требования к материально-техническим условиям:
· оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
· состояние условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН;
· соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов;
· информационно-технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения).
4.2.1.3. Требования к кадровым условиям: укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием ДОУ, квалификационными требованиями к занимаемой должности, уровню образования и уровню квалификации.
4.2.1.4. Требования к психолого-педагогическим условиям:
· уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
· использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
· защита детей от всех форм физического и психического насилия;
· наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников;
· наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП ДО.
4.2.1.5. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ООП ДО исходя из стоимости услуг на основе муниципального задания.
4.2.2. Система оценки качества образовательной деятельности в ДОУ.
Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной деятельности включает в себя оценку:
· рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в соответствии с содержанием ООП ДО);
· качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов;
· качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей;
· качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами.
4.2.3. Система оценки качества результатов образовательной деятельности в ДОУ. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ООП ДО включает в себя оценку:
· динамики индивидуального развития детей при освоении ООП ДО;
· динамики показателей здоровья детей;
· динамики уровня адаптации детей к условиям ДОУ;
· уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных достижений);
· уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности;
· уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования в ДОУ.
4.3. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в ДОУ составляется план функционирования внутренней системы оценки качества образования, ее периодичность, ответственные и исполнители.
4.4. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий:
· сбор информации на основе используемых методик;
· анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями;
· рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОУ;
· выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий;
· формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
4.5. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах (приложения), отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
4.6. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления ежегодного отчета ДОУ о результатах самообследования деятельности.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСОКО
Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации основным заказчикам и потребителям образовательных услуг, в том числе посредством размещения отчета о самообследовании на официальном сайте ДОУ.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Лица, осуществляющие оценку качества образования в ДОУ, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам оценки.
6.2. Заведующий ДОУ несет ответственность за представление информации об уровне качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОУ.
7. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
7.1. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет.
7.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ.
г.Омск
ул.Тварковского4 б
тел.8(3812)673263
ds195@bdou.omskportal.ru
официальный сайт департамента образования Администрации города Омска
официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
федеральный портал "Российское образование"
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов